Организация и проведение внеплановых выездных проверок органом государственного земельного надзора осуществляется в соответствии со ст.ст. 25, 42, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 10, 12, 14 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре».
Внеплановые выездные проверки соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: 1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Внеплановая выездная проверка проводится в сроки и в порядке, установленном Административным регламентом. Общий срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.
Предметом внеплановой выездной проверки являются сведения, содержащиеся в документах граждан связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Выездная внеплановая проверка в отношении граждан проводится по месту нахождения объекта земельных отношений.
Организация внеплановой выездной проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона № 294-ФЗ. Однако к организации внеплановой выездной проверки относятся не все нормы указанной статьи, а только те, которые регламентируют издание распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить использование объекта земельных отношений в соответствии с обязательными требованиями земельного законодательства или требованиями установленными муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю, а также в случае установления при проведении административного обследования объекта земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства.
О проведении внеплановой выездной проверки, гражданин уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного физического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю.
Гражданин, его уполномоченный представитель, обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, используемого земельного участка.
По результатам внеплановой выездной проверки должностным лицом, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Должностное лицо вручает экземпляр акта проверки проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки). В случае отсутствия проверяемого лица (его представителя), а также в случае отказа проверяемого лица от подписи об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
В случае невозможности проведения выездных мероприятий в пределах периода проверки составляется акт о невозможности проведения проверки. Такой акт составляется в течение 3 рабочих дней после истечения установленного срока проверки.
В акте указывается информация об уведомлении (не уведомлении) проверяемого лица о времени и месте проведения проверки и, при наличии достаточных данных, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, по факту уклонения проверяемого лица от проведения проверки.
В целях установления факта наличия или отсутствия признаков нарушения земельного законодательства лицом, уполномоченным на проведение проверки, при невозможности провести проверку, проводится административное обследование, в порядке, установленном для проведения административного обследования объектов земельных отношений. Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ, при проведении проверки должностные лица органа государственного надзора, не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Требование документов, не относящихся к предмету проверки, согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований данного Закона, т.е. является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.
Главный специалист-эксперт Асиновского межмуниципального отдела Кошеварова Т.Ф.
Тел.8 (38 241) 2-32-71