Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра позволяют оперативно и удобно получать информацию об объектах недвижимого имущества, подавать документы на государственную регистрацию недвижимости в электронной форме, отслеживать статус своей заявки на получение услуг Росреестра и получать множество других услуг в режиме онлайн. Одним из преимуществ получения государственных услуг Росреестра посредством электронных сервисов является снижение финансовых затрат заявителя по оплате государственных услуг.
В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению.
Росреестр, в свою очередь, уделяет большое внимание развитию электронных возможностей для заявителей, совершенствуя уже имеющиеся сервисы и создавая новые.
Преимущества использования электронных сервисов очевидны. Услугу можно получить экстерриториально, круглосуточно, и именно в том месте, где это удобно заявителю, без посещения офисов приема, без очередей и ограничений по количеству пакетов документов. Существенно сокращается размер государственной пошлины.
Предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется посредством официального сайта Росреестра (Портала Росреестра) https://rosreestr.ru.
Сегодня на портале Росреестра доступны все базовые услуги в общей сложности Портал содержит 30 электронных сервисов, основные из них:
- Предоставление справочной информации в режиме онлайн (общая информация об объекте недвижимости, его размеры, точный адрес, зарегистрированные права на него, наличие обременений).
- Публичная кадастровая карта. По кадастровому номеру или фактическому адресу можно получить информацию о земельном участке, его размерах, точном местоположении, информацию о зарегистрированных правах на него. Предварительная электронная запись на прием. Бесплатно в режиме реального времени.
- Фонд данных кадастровой оценки. Интересующий объект можно найти по кадастровому номеру. Полученная информация дает возможность определить, были ли использованы достоверные сведения об объекте недвижимости, и принять решение о необходимости оспорить результаты оценки.
- Проверка статуса вопроса заявителя. По номеру запроса можно узнать, в каком статусе находится поданная заявка/запрос на получение услуги.
- Получение сведений из государственного реестра кадастровых инженеров.
Для получения следующих услуг необходима электронная подпись (ЭП). ЭП приобретается в специализированном удостоверяющем центре,
которая выдается удостоверяющим центром на территории Томской области.
- Подача документов на государственную регистрацию прав в электронном виде.
- Постановка на кадастровый учет недвижимого имущества. Услуга предоставляется бесплатно.
- Сервисы «Запрос к информационному ресурсу». Удобен для тех граждан и организаций, которым необходимо регулярно запрашивать сведения из ЕГРН. Сервисы предназначены для поиска, просмотра и копирования общедоступных сведений в объеме выписки из ЕГРН. Сервисами могут воспользоваться физические и юридические лица, арбитражные управляющие, нотариусы, органы местного самоуправления. Доступ к сервисам предоставляется на платной основе.
Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно. На портале Росреестра даны пошаговые инструкции, а также описаны способы получения каждой услуги, ее сроки и стоимость.
Портал дает возможность не только получить услуги, но и с помощью сервисов предварительно записаться на прием к специалистам, отследить статус своей заявки, узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки.
Возможность зарегистрировать право собственности на недвижимость в электронном виде на Портале Росреестра реализована с 2015 году.
В Томской области этой услугой уже воспользовались большое количество заявителей.
Развитие данного сервиса особенно важным представляется для юридических лиц, в частности, компаний-застройщиков, которые подают на регистрацию прав большое количество пакетов документов одновременно, а также органов государственной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что ст. 333.35 Налогового кодекса РФ установлена льгота по оплате государственной пошлины для физических лиц, в случае направления документов на государственную регистрацию в электронном виде до 01.01.2019 года – подлежащая оплате сумма сокращена на 30%.
Например, за регистрацию права собственности на жилое помещение государственная пошлина составит не 2000 рублей, а 1400 рублей.
Таким образом, можно заключить, что возможность получения государственных услуг Росреестра в электронном виде повышает доступность и комфортность предлагаемых услуг.